Полезная информация Сщмч. Климент О храме Духовенство Расписание Богослужений Новости Фото Видео Помощь храму
08.12.2021

7-8 декабря - Престольный праздник в нашем храме - день памяти священномучеников Климента папы Римского и Петра архиепископа Александрийского (история праздника, фото с богослужения).

Божественную литургию  возглавил Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, Управляющий Центральным викариатством г. Москвы митрополит Воскресенский ДИОНИСИЙ.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Москворецкого церковного округа, настоятель храма Архангела Михаила в Овчинниках протоиерей Сергий Селезнев, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриаршем престоле протоиерей Даниил Андреюк, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, благочинный Иверского церковного округа протоиерей Андрей Речицкий, духовенство храма и города Москвы.


Священномученик Климент папа Римский

Один из самых больших и красивых православных Храмов Москвы и переулок, в котором он находится, носят имя священномученика Климента папы Римского. Большинству наших современников его имя ни о чем не говорит но так было не всегда. В домонгольский период апостол Климент был одним из наиболее почитаемых нашими предками святых, его даже считали покровителем Руси. В его честь на Руси строились храмы, создана обширная агиография, его изображение можно увидеть на многих древних фресках и иконах. Чем же было вызвано такое исключительное почитание сщмч. Климента русскими людьми, чем он прославился и какие события навсегда связали имя Римского епископа. жившего в первом веке, с нашей страной?

Священномученик Климент — Апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его Апостолы — вот куда влечет юного Климента. Приехав в Александрию, он слушает проповеди ученого благовестника Варнавы и становится горячим приверженцем нового учения. По прошествии некоторого времени Климент в своих странствованиях встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников (Филипп IV. 3). Евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца, чуть позже он находит родителей. Надо ли говорить, что

 вся семья после этого приняла христианство и стала проповедовать спасительное учение.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти Св. Петра, св. Лина и св. Анаклета, с 92 по 101 год Римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. Житие сщмч. сохранило нам пример того, как однажды на праздник Пасхи после проповеди апостола крестилось сразу 424 человека, среди которых были представители всех римских сословий — от рабов до членов императорской семьи. Обеспокоенные успехами христианского иерарха, язычники донесли о нем императору Траяну, обвинив святителя в неуважении к римским богам. Разгневанный император велит изгнать Климента из столицы, приговорив его к ссылке. Многие из учеников апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического, предпочитая добровольную ссылку разлуке с духовным отцом.

Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан. Нелегкая жизнь подвижников была особенно тяжела из-за отсутствия питьевой воды. По молитве святителя Климента, Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по пятьсот и более человек. Там же в каменоломнях был вырублен Храм, в котором он проповедовал. В 103 году сщмч. Климент был умерщвлен по приказу императора; его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников — Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной «Ангельской» церкви нетленное тело своего учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течении семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и Делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так. Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника — апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду! В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая «трехъязычная» ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента.

Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч, Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность.

ПЕРЕЙТИ В РАЗДЕЛ ПРО СЩМЧ. КЛИМЕНТА...


Священномученик Петр архиепископ Александрийский

Святой священномученик Петр, архиепископ Александрийский, родился и вырос в Александрии. Был высокообразован, занимал  должность начальника Александрийской школы. В  300 году он вступил в управление Александрийской  Церковью, став преемником своего учителя и  духовного наставника, блаженного епископа Феоны.

Изгнанный из города во время преследования  христиан при императорах Диоклетиане и  Максимиане, святой Петр, побывав во многих областях империи, вновь вернулся в свой родной  город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам  и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно  молился и совершал Богослужения. И Господь хранил  его от рук гонителей.

В это смутное время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий, отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр  выступил против него, проклял еретика и отлучил его от Церкви. И даже тогда, когда Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от своего лжеучения, святитель, руководимый Духом Святым, провидел лживость и коварство ариева отречения и завещал своей пастве не верить Арию и не принимать его в церковное общение.

Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения,  крепла и умножалась. Но вот, по приказу императора  Максимиана (305-311), святитель был схвачен и осужден на смертную казнь. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая свое негодование. Желая избежать народного мятежа и кровопролития, святитель направил властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы с тем, чтобы его смогли тайно от народа  вывести на казнь. Темной ночью святой Петр cам вышел навстречу палачам, которые вывели его за городские стены и обезглавили на том же самом месте, где некогда был казнен святой апостол Марк, а голос с неба, который слышала одна святая дева в эту ночь, возвестил: "Петр - начало Апостолов, Петр -  конец александрийских мучеников". Это произошло в 311 году.

Утром, узнав о кончине своего епископа, толпы людей направились к месту казни, взяли тело и голову мученика, принесли в церковь и, облачив в епископские одежды, посадили на время отпевания на горнем месте. При жизни святой Петр садился  лишь на подножие его, потому что, по словам святителя, видел Божественный свет, окружающий горнее место, и не дерзал, по смирению, всходить на него. Святой Петр, великий ревнитель Православия, известен и как глубокий Богослов. Выдержки из его книги "О Божестве" зачитывались на Ефесском и Халкидонском Соборах. Из его сочинений наиболее известны и высоко ценимы Церковью "Правила".


ЧИТАТЬ ПРО ИСТОРИЮ ХРАМА ... 

      Детская книга "Я всегда рядом, или встреча со Святым Климентом".


Проповедь, произнесенная за божественной литургией в храме священномученика Климента Римского г. Москвы в день его памяти 25.11/08.12. 2021 года. (священник Александр Морозов, клирик Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря)

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня наша святая Церковь прославляет угодников Божиих – священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского! Они жили в разное время: святитель Климент – в начале эпохи гонений на христиан (†101 г.), святитель Петр – в самом ее конце (†311 г.), за два года до Миланского эдикта[1], сутью которого стали слова: «Пусть снова будут христиане!». Их мученическую кончину в один день с разницею в 210 лет не просто можно назвать совпадением, и усмотреть в этом глубокую духовную связь по причине их сходства в приобретении важной добродетели – жертвенной любви ко Христу и ближним.

По учению Спасителя наивысшая степень любви – это положение своей души за своих ближних (Ин. 15:3). Спаситель явил такую любовь, принеся искупительную Жертву за род человеческий, Он показал образ Любви. По примеру Божию поступили и оба святителя, добровольно идя на смерть и сохраняя свою паству, они как пастыри добрые положили «жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Они стяжали жертвенную любовь к своему «стаду». «Любовь – это радость, а цена любви – жертва», – сказал другой, современный нам святитель Николай Сербский.

 Многим христианам свойственно думать, что очень легко принести такую жертву: пострадать за Христа в период гонений, особенно массовых, или совершить какой-нибудь жертвенный подвиг за своего ближнего и, тем самым, спастись.

Однако, если мы внимательно посмотрим на подвиг жизни празднуемых нами святых – Климента и Петра, то увидим, насколько жертвенной была вся их жизнь, а не только их кончина, в которой оба добровольно пошли на смерть за веру во Христа, чтобы уберечь от смерти других.

Например, в своем послании к коринфской общине, в которой начались нестроения, святитель Климент не просто убеждает прекратить распри, укоряя заблуждающихся, а с отеческой заботливой любовью назидательно увещевает членов общины обратиться к тому образу святости, которым они некогда жили, приводя в пример жизнь ветхозаветных праведников. Будучи уже в ссылке в Херсонесе, святитель вместе со всеми трудиться на рудниках, находя при этом силы для просвещения ссыльных, утверждения церквей. Он своими руками выдалбливает в скале храм. Также и святитель Петр в своем «Слове о покаянии» заботится о духовном состоянии своей паствы и чистоте православного вероучения. Когда перед ними встает выбор:  добровольно пойти на смерть, пожертвовав своей жизнью, или спрятаться под защиту со стороны своей паствы, они, проявляя заботу о пастве, добровольно отдают себя на смерть в качестве жертвы за народ. Итак, мы видим: для того чтобы принести плод жертвенной любви, нужно уже в течение жизни стяжать его начаток – заботу о ближнем, и в этой заботе иметь деятельный опыт самопожертвования.

Как-то к одному подвижнику пришли люди вопросить его о том, как им спастись. Он сказал им: «Не завидуйте никому и довольствуйтесь тем, что имеете». Но они сказали, что не могут этого. Тогда он сказал: «Если не можете не завидовать, тогда хотя бы не воздавайте злом за зло».  «Мы и этого не можем, отче», – сказали они. Тогда он сказал: «Тогда хотя бы не открываете свои уста для раздражения». Но они сказали, что не могут и этого. Тогда старец позвал своего послушника и попросил его дать им обычной каши, добавив: «Я ничего не могу больше им сказать, поскольку они одного не могут, а другого не хотят». Таким образом, если человек отказывается от каждодневного стяжания жертвенной любви к ближнему даже в малом, то тем самым он отказывается от принципов христианства и всуе носит имя христианина.

Подвиг жертвенной любви начинается с малого: с терпения недостатков ближнего, его немощей и несовершенства, с оказания милости к ближнему. «Носите, – говорит Апостол, – немощи друг друга и так исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Напротив, когда человек отказывается от следования христианским добродетелям и начинает искать мнимую правду, справедливость, обращать всюду внимание на человеческое несовершенство во всех его проявлениях, совершая поспешный суд, то он отдаляется даже от начатков стяжания жертвенной любви к ближнему. Жертвенная любовь не приходит сама по себе. Приобретение ее должно стать каждодневным подвигом заботливости о ближнем, подвигом самоотречения, преодоления своего эгоизма и себялюбия. Эта забота имеет и свою меру – напитать ближнего той мерой любви, которую желаешь для себя. Мера же, опирающаяся на апеллирование к некоей справедливости, есть «забота незаботливая» – сделать что-то доброе, чтобы наконец-то отвязались. Последнее лишает человека божественного света и научает видеть в другом человеке все несовершенное, и, как следствие, укорять его, подозревать и обличать. Укореняясь незаметно для себя в таком мнимом «подвиге», человек, если внешне и соблюдает обрядовую сторону христианства, сущности же ее, выражающейся в жертвенной любви, совершенно отвергается.

Итак, если хотим подражать подвигу священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, иссушим для начала в себе раздражительность и недовольство к ближним и приступим к начаткам проявления заботы о ближнем, которая и приводит к настоящей жертвенной любви ко Христу и ближним. Аминь.

[1] Миланский эдикт (лат. Edictum Mediolanense) — соглашение, достигнутое в 313 году римскими императорами Константином и Лицинием при встрече в Милане и известное под названием «Миланский эдикт», провозгласившее религиозную терпимость на территории Римской империи. Источник: Википедия.

 


 
Храмовая икона сщмч. Климента папы Римского и Петра архиепископа Александрийского.


Фото с Божественной литургии (автор: Трущелев Георгий.)


Фото с Божественной литургии и Всенощного бдения (Храм сщмч. Климента папы Римского)

фото и видео обновляются ....


08.12.2021, 1131 просмотр.

Храм священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье
119017 Москва, ул. Пятницкая, 26, стр.1
e-mail: sanklemente2014@yandex.ru
Телефоны: +7 (495) 953-02-36; +7 (963) 770-67-27  (с 10-00 до 19-00).



Азбука веры

Разработка сайта: Григорий Малышев. Система управления сайтом HostCMS