Полезная информация Сщмч. Климент О храме Духовенство Расписание Богослужений Новости Фото Видео Помощь храму

Храм

Это обычно самое красивое и самое древнее здание в твоем городе. На нем чаще всего висит табличка: «Памятник архитектуры. Охраняется государством». Это — самое как бы таинственное здание. Назначение всех других зданий ты уже давно понял.

А храм зачем? — думалось тебе когда-то .

Иного человека почему-то не заставишь туда зайти. Иного, едва он зайдет, начинают почему- то душить слезы. А один рассказывал, как однажды в юности, гуляя с друзьями, решили они зайти в храм, посмотреть, что там делается. И такой их там разобрал смех, что еле выскочили, чтобы не оскандалиться (впоследствии, кстати, этот человек стал священником).

Храм и привлекает, и настораживает. И хорошо, если ты боишься войти туда, — значит, ты — живой человек.

Но ты войди, не бойся.

И вот, немного постояв, почитав различные объявления перед входом, погасив и бросив сигарету (в урну), ты, наконец-то, решился войти. Стоят люди, горят свечи, как-то необыкновенно пахнет. Слышится чтение, пение на то ли знакомом, то ли незнакомом языке.

Если до этого ты уже кое-что почитал на тему христианства, то, конечно же помнишь, как истинный пастырь оставляет девяносто девять овец и идет за одной пропавшей, пока не найдет ее. А отец блудного сына, едва тот начал путь домой, уже выбегает ему навстречу, радостно вводит в дом и устраивает пир на весь мир.

И — поверь, что на самом деле так оно и есть! Хотя, войдя в храм, ты, скорее всего, сразу это го не увидишь и не почувствуешь. Тебе даже покажется обидным, что вот ты, молодой, красивый и умный, решил, так сказать, всех осчастливить своим пришествием, а до тебя никому нет дела. Никто не берет тебя за белые руки и не ведет за столы дубовые, не сажает за скатерти шелковые.

Мало того: тебя может встретить прямое недоброжелательство. Например, если ты пришел во время службы и спросил что-то , тебе скажут: «Тише, не разговаривай, не видишь? — служба идет!» А если ты при шел позже, и в храме уже идет уборка, тебе могут заметить: «Куда прешься, не видишь — служба уже кончилась?!» Уловив от тебя остаточный запах табака, будут с ужасом воротить в сторону носы. Ну, а если ты — женского пола, и вошла в брюках, или с непокрытой головой, или со слишком открытыми плечами, или, как сейчас вошло в мод с открытым животиком, то…

А однажды в неурочное время решила зайти в храм очень известная, ныне покойная, актриса, и, увидев, что уборщицы, делая свое дело, слишком вольно разговаривают, решила сама сделать им замечание: «Что ж вы, тетки, в Божьем храме так себя ведете?» В ответ она получила, как говорится, «по полной». И — поделом.

Ты вот только сейчас благоволила сюда зайти, а они давно здесь. Они, как умеют, как матери научили, и молятся, и трудятся, и когда-то грудью встали, не дали закрыть храм. И если даже они сейчас не правы, — тебе ли учить их? Ты входишь туда, где свой сложившийся мир. Люди здесь разные, в том числе — и больные, и нервные. В благородных пансионах они не обучались А тех, которые обучались, уже почти не осталось. (Кстати, надо оговориться: описывая твой предполагаемый приход в храм, мы разбираем наихудший вариант, потому что хорошее, настоящее, и разбирать не надо, оно само скажет за себя).

Итак, тебе сделали грубое замечание за твое не знание того, что здесь считается само собой разумеющимся. Впоследствии, когда ты, если Бог даст, сам (сама) теснее войдешь в церковную жизнь, когда чему-то научишься, ты и себя вдруг однажды поймаешь на подобном чувстве презрения к человеку, который пришел сюда позже тебя. Мол, как можно не понимать совершенно очевидных вещей!? Запомни же, как сейчас поступили с тобой, запомни, как после этого ты чуть не вылетел (вылетела) пулей из храма, запомни, и скажи себе: когда я буду на этом месте, я никогда не буду так поступать. Я с любовью встречу всякого вошедшего сюда человека, и постараюсь всякому, сделавшему первый шаг в храме, помочь сделать и следующий.

Но, с другой стороны, все препятствия, возникающие на этом пути, не случайны, как и вообще все, что с нами случается, не случайно. Ко Христу всегда было трудно приходить, и трудности всегда были разные. В первые века, во времена гонений, принявший христианство рисковал быть казненным лютой казнью.
Вскоре, когда ты будешь читать Священное Писание, ты прочтешь, как некая женщина, не принадлежавшая к ветхозаветной церкви, ходила за Иисусом Христом и кричала: «помилуй меня, Господи, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15, 22). А Он сначала сказал ей, что пришел вовсе не к таким, как она, и что ей никогда не сделаться такой, какой надо. А потом сказал еще более жестко: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15, 26).

Как бы ты отреагировал на такие слова?

А она со смирением «сказала: Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15,27-28). И эта женщина сразу прошла сквозь казавшуюся непреодолимой стену и стала гораздо ближе ко Христу, чем те, кого Он сначала назвал детьми.

Нечто подобное предстоит сделать и тебе. Преодолеть стену своего невежества, стену своего и чужого несовершенства, стену своей и чужой гордыни, стену своего и чужого чрезвычайно высокого мнения о себе.

Начиная Свою проповедь и обращаясь к тем, кто стоял перед Ним, Иисус Христос первым делом предупредил: «Блаженны» не все вы, но те, которые почувствовали, что они — «нищие духом, ибо» только «их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Также «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо» только «они насытятся» (Мф. 5, 6).

Однажды, когда Господа Иисуса укорили за то, что общается с недостойными людьми, Он ответил: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). В другой раз Он дал такое обещание Своим слушателям: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36). В другой раз, в ответ на самоуверенность Своих собеседников, Он сказал: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39).
А однажды, когда к Нему ночью один человек пришел поговорить, сам еще не зная о чем, Господь первым делом сказал ему: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, 3).

Итак, вот к кому пришел Иисус Христос, вот кто способен услышать и принять Его слово и по-настоящему войти в Его храм:

— тот, кто понял, что, при всех своих богатствах и талантах, он, на самом деле, —последний нищий, не имеющий самого главного, — того, что могло бы по настоящему насытить душу;
 — тот, кто алчет и жаждет только правды, какой бы она ни была;
 — тот, кто почувствовал, что он — жалкий раб своих желаний и страстей, и хотя старается освободиться, но ничего не получается;
 — тот, кто понял, что он на самом деле — слеп, и ничего не видит, как должно видеть;
и, наконец, тот, кто понял, что, действительно, надо каким-то чудесным образом родиться, родиться для вечной жизни. Потому что, если вечной жизни нет, то и вообще нет жизни, а есть только неотвратимое приближение к смерти.
Если все это хоть в какой-то степени у тебя есть, — непременно все получится.

А для начала — надень юбочку, покрой голову, а если ты мужского пола, то — наоборот, сними головной убор. Сделай это ради мира и тишины. И это будет первым актом твоего смирения. А смирение — крайне важная вещь.

Вот если ты с такими чувствами пришел в храм, то на любое замечание, в любой форме тебе сказанное (ведь у всех разное и воспитание, и образование), ты кротко ответишь: «Простите меня. А как положено делать?» И сразу увидишь, что человек, недоброжелательно фыркнувший на тебя, вдруг, словно по мановению волшебной палочки, станет другим, и с готовностью будет все тебе объяснять.

Вообще никогда не бойся спрашивать, не бойся показаться глупым, не извиняйся за свои «глупые» вопросы. Самое главное — с какой целью ты спрашиваешь. А то ведь и Иисусу Христу люди с разной целью задавали вопросы. Одни — чтобы услышать истину и научиться; а иные — чтобы услышать что-нибудь несуразное и еще более утвердиться в противлении истине, а то и обвинить во всем Самого Иисуса Христа.

Так и в наше время. Один спрашивает, чтобы еще более утвердиться в вере, а иной — чтобы еще более утвердиться в неверии. Честно ответь себе: в чем ты хочешь утвердиться? Если в неверии, то и слова Самого Иисуса Христа не дойдут до тебя; а если — в вере, то все на свете будет содействовать тебе во благо.
Итак, ты вошел.

И первое, что бросается в глаза в храме, — это изображения на стенах.

Далее: святые иконы.

Храм священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье
119017 Москва, ул. Пятницкая, 26, стр.1
e-mail: sanklemente2014@yandex.ru
Телефоны: +7 (495) 953-02-36; +7 (963) 770-67-27  (с 10-00 до 19-00).



Азбука веры

Разработка сайта: Григорий Малышев. Система управления сайтом HostCMS